Алгоритм работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
· Выявление сведений классным руководителем о категориях семей, заполнение социального паспорта класса;
· Беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.); · Посещение на дому;
· Наблюдение за ребенком в школе;
· Официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
· Анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
· Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.;
· Сообщение в правоохранительные органы (ОПДН ОМВД, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства, следственный отдел, прокуратуру);
· Изъятие детей из семьи;
· Судебное заседание и вынесение решения по исполнению родительских прав;
· Оформление детей для дальнейшего проживания в семью опекуна (детский дом, приемную семью).
Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистами асоциальные семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалистов в определенное время, готовность отвечать на интересующие их вопросы и в перспективе - желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми.
Поэтому работа специалистов с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, имеют юридическое право на вмешательство вне семейный коллектив определенных ситуаций. В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ОПДН ОМВД не только для изучения семьи, но и для патронажа в дальнейшем.
Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и потому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.
Таким образом, семья и ребенок будут считаться полностью социально защищенными:
- если они смогли получить любой необходимый им вид помощи; -
- если эффективно действуют все уровни социальной помощи;
- если они удовлетворены полученной помощью.