Функциональная грамотность
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Методические материалы по функциональной грамотности:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
Уроки формирования функциональной грамотности
Практические рекомендации "компетенции "4к": формирование и оценка на уроке"
Банк тренировочных заданий для оценки естественнонаучной грамотности
Федеральные нормативно-правовые документы
Региональные документы и материалы
Письмо МОНиМП КК от 26.12.2022 № 01-20/6769 "О направлении приказа"
Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 "О направлении приказа"
Муниципальные документы
Письмо МКУ КНМЦ "О продлении сроков по диагностическим мероприятиям функциональной грамотности"
Документы ОО
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2024/25 учебный год